Стратегический носитель Ту-95Н (заводской № 5800101). Начиная с 1955 года в ОКБ-256, руководимым Главным Конструктором П.В.Цыбиным, начались работы над проектом сверхзвуковой ударной стратегической системы «PC». Комплекс предполагалось сделать составным: первая ступень - самолет-носитель Ту-95Н, вторая ступень - сверхзвуковой бомбардировщик PC, стартующий с самолета-носителя. После отделения от носителя PC должен был разгоняться до крейсерской скорости 3000 км/ч с помощью 2-х прямоточных воздушно-реактивных двигателей. До момента отделения PC должен был находиться в грузоотсеке Ту-95Н в полуутопленном состоянии на специальной подвеске. Его возвращение на борт не предусматривалось.

Постановление CM СССР № 1974-776 на разработку системы вышло 30 июля 1955 года. По нему ОКБ-156 необходимо было переоборудовать серийный самолет Ту-95, выделяемый ВВС, в самолет-носитель Ту-95Н. После совместных предварительных работ с ОКБ-256 во второй половине 1956 года начались проектные работы по переделке исходного самолета. Работы в ОКБ-156 возглавил И.Ф. Незваль, проектирование шло сначала в летно-испытательной базе в Жуковском, а затем в филиале ОКБ-156 в Томилино. Подвеска самолета PC потребовала капитального изменения фюзеляжа и прилегающих к нему частей серийного Ту-95. Размещение агрегатов специального оборудования, обеспечивающего подвеску и транспортировку самолета PC в фюзеляже Ту-95Н оказалось довольно сложным делом, ведь речь шла о грузе массой 30-40 тонн достаточно больших габаритов. Все предварительные отработки системы проводились на натурном макете. Когда все оборудование и агрегаты были нем, началось проектирование новой конструкции фюзеляжа для Ту-95Н. К концу лета 1957 года начался выпуск рабочих чертежей и передача их на серийный завод № 18, где осуществлялась переделка серийного Ту-95 №101 в Ту-95Н. В 1958 самолет-носитель был готов и перелетел на аэродром ЛИИ в Жуковском. Все было готово для монтажа специального оборудования и проведения заводских испытаний.

Однако в этом же году было принято Решение Правительства прекратить все работы по системе «РС». Самолет Ту-95Н остался без подвески и некоторое время находился на ЛИиДБ ОКБ-156, а в 60-е годы был передан в Myзей ВВС в Монино, где он и находится в настоящее время.

Самый первый опытный Ту-114 (бортовой СССР-Л5611, заводской № 5611). Построен на ММЗ «Опыт» в 1957 году. 15 ноября 1957 года экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем А.П. Якимовым совершил на нем первый полёт. 15 сентября 1959 Л5611 вылетел в Вашингтон с партийно-правительственной делегацией во главе с Н.С. Хрущевым. 29 октября тот же Л5611 с очередной делегацией на борту выполнил полёт по маршруту Москва - Пекин.

Самолет прекратил полёты в 1968 году, долгое время находился на задворках аэродрома ЛИИ в городе Жуковском, а в конце 70-х годов был перевезён в Музей ВВС где находится и поныне.
---
Снимал камерой мобильника SE K790i 22.07.2008.
При написании поста использованы статья «Стратегический носитель Ту-95Н» и данные реестра Russian Planes.
Кстати, первый прототип бомбардировщика совершил первый полёт ровно 65 лет назад - 12 ноября 1952 года.
Journal information