Первых представлять не надо, а вторые появились относительно недавно.
Як-130 - учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ им. А.С.Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. У НАТОвцев проходит под кодовым названием «Рукавица».

2. Совместная разработка с Aermacchi из-за разногласий была прекращена и каждая из компаний продолжила реализовывать свою концепцию самостоятельно.

3. Як-130 — первый полностью новый самолёт, построенный в России после распада СССР. Главный конструктор — Николай Долженков.

4. Первый полёт совершил 25 апреля 1996 года.

5. В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах АТ и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов 4 и 5 поколений.

6. Планируется выпуск более 100 таких машин.

7. А вот и старые добрые «Грачи». На фото - модификация Су-25СМ

8. Су-25 оснащается мощным боевым комплексом — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух».

9. На самолёте установлена встроенная 2-ствольная 30-мм авиационная пушка ГШ-30-2, остальное вооружение размещается в зависимости от типа решаемых задач на 10 узлах подвески (по 5 под каждым крылом).

10. В небе группа Су-25БМ

11. Самолёт предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.

12. Первый полёт штурмовика состоялся 22 февраля 1975 года.

13. Выпущено около 1320 машин.

14. Самолёты этого типа принимали участие в боевых действиях.

15. А на воздушных парадах они радуют зрителей цветными дымами.

Фотографии 1-9 сделаны на праздновании 100-летия ВВС России (аэродром Раменское) 10 августа 2012 г.,
а фото 10-15 - на репетиции воздушной части парада Победы (Москва) 7 мая 2013 г.
Journal information